22 ноября 2011, 11:44
2289
Анонс:
«Человечество переживает эпоху изменения климата и сознания. Изменение климата приносит ограниченный вред, а изменение мозга – огромный».

Компьютер, социальные сети – добро или зло? Два научных взгляда (видео)

greenfield_lg.jpgСлово дуализм происходит от латинского duo, то есть два. Чаще всего оно используется в философских и религиозных текстах. Однако и в обыденной жизни мы непрерывно сталкиваемся с этим понятием: день-ночь, зима-лето, добро-зло. В последнем случае, ежесекундно стоим перед выбором, то есть, взвешиваем, размышляем. 

Если постоянно размышлять, то и решение получится взвешенным. От слов к делу: компьютер, социальные медиасети – добро или зло? Решать самим. Вот два научных взгляда.

Взгляд первый от Сьюзан Гринфилд

Баронесса Сьюзан Гринфилд – доктор психологии, профессор Оксфорда, ректор университета Херриот-Ватт в Эдинбурге и член Палаты лордов. Она исследует функции головного мозга и физические основы сознания. Выступая в ноябре в РИА Новости, она предупреждает о негативном воздействии на человека, особенно на детей, социальных медиасетей.

Пользователи Интернет-сетей могут только подозревать, что человек, особенно ребенок, погруженный в этот иллюзорный мир, становится зависимым и не самостоятельным. С. Гринфилд, опираясь на выводы своих исследований, считает, что социальные сети несут опасность, снижая способность человека сопереживать другим и осознавать последствия своих действий в реальном мире. Человек занимает собственную нишу в обществе в соответствии со способностью к обучению. Его мозг обладает пластичностью и развивается не за счет увеличения его объема, а развития связей его нейронных клеток. За рост связей клеток, в свою очередь, ответственна среда, в которой находится ребенок. Чем богаче и многообразнее среда, в которой развивается человек, тем больше меняется мозг.

Следовательно, среда компьютерного экрана также меняет мозг. Казалось бы, это тоже развитие. Однако экранная среда (двухмерная) сильно отличается от трехмерной, в которой человек живет на Земле. Дети все больше пользуются социальными сетями, и их мозг адаптируется к этой среде. Установлено, что в США подростки 13 – 17 лет проводят перед экраном по 3 -4 часа в день. «Эта среда не учит его краснеть, прикасаться, сопереживать (эмпатия)». «Мы все становимся аутистами, замыкая себя в двухмерном пространстве», - предупреждает С. Гринфилд. 

Университетские исследования подтверждают, что за последние десять лет у людей сильно снизился уровень эмпатии. Ученый приводит страшный пример последнего времени, когда условия сети привели многих пользователей к проявлению зла. Женщине, у которой умерла дочь, стали поступать многочисленные послания «ее дочери» из ада. Факт лишь подтверждает, что у сидящих перед экраном развивается лишь фрагментарное внимание, схожее с эффектом повреждения фронтальной доли мозга. Что, в свою очередь, и приводит к безрассудному поведению, когда человек престает понимать последствия своего поступка.

Другой аспект воздействия сетей в ограниченности общения при всей кажущейся его широте. Чаще всего, это не интеллектуальное общение, а стремление заявить о себе, быть увиденным и услышанным. «Рассказать, что его кот чихнул», - шутливо обобщает смысл такого общения Гринфилд. Даже игры, чаще всего ведутся не друг с другом, а с сетью.

Очевидный вывод из проведенных исследований: «Сегодня человечество переживает эпоху изменения климата и сознания. Изменение климата приносит ограниченный вред, а изменение мозга – огромный», - приходит к неутешительному выводу профессор. При этом она замечает, что сам по себе компьютер не зло, важно осознавать проблемы и не замалчивать их.

Взгляд второй. Искать в сетях единомышленников 

Практически одновременно с выступлениями С. Гринфилд, в Национальном исследовательском университете информационных технологий и оптики (Петербург) проходила конференция молодых ученых «Интернет: инновационные технологии и инженерные разработки».

Модератор темы «Основы сетевой журналистики», доцент госуниверситета, известный телеведущий Даниил Коцюбинский считает, что «сегодняшний мир очень противоречив, и на все вопросы о развитии сетей и их реального влияния ответит будущее». При этом он замечает, что это влияние растет и тем более важно его учитывать, так как «в последнюю пару лет студенты стали интересоваться политикой».

Взгляд второй на медиасети представил член правления Ассоциации патентоведов Валерий Мордвинов. Он привел успешный пример самоорганизации в сети людей одной профессии. Когда Госудума начала разработку нового закона о патентоведении, только благодаря объединению в Интернете, их сообществу, не без больших усилий, удалось доказать абсурдность положений проекта закона и внести с него реальные изменения. «Мы организовали группу противостояния попыткам государства подмять под себя патентных поверенных. Это пример, как не поддаться задушению любой общественной организации. Так может сопротивляться и малый бизнес», - обобщил свой опыт специалист.

Молодые преподаватели образовательного центра «Эдукор» Светлана Романович и Эльнара Петрова пришли к выводу, что «мир уходит к блоггерам». «Сила и социальной сети в близости к читателю (пользователю) и мгновенная реакция на его интерес», - говорят они. Сети способны даже сформировать и выявить новых общественных лидеров в молодежной среде. Примером тому, Навальный, Дуров и другие. «Они реально влияют на молодежь. Они свои, им верят», - доказывают исследования «Эдукора».

Совет от Сьюзан Гринфилд:

«Мы должны управлять технологиями, а не они нами. В негативных воздействиях нельзя винить только технологии – сами по себе они нейтральны, а на человека влияет среда. Меня беспокоит, что этот мир убирает у людей способность руководить собой. Дети практически беззащитны перед таким воздействием. Ребенку необходимо показывать положительный опыт в реальном мире. В противном случае, у детей будут развиваться синдромы дефицита внимания и гиперактивности. 

Сначала следует научить ребенка понимать. Важно сбалансировать количество времени, проводимое в сетях, иначе ребенок не получит настоящего опыта жизни. Просто ограничивать не разумно, увлечь детей, дать им положительный пример, дело родителей. Дети должны проводить больше времени на свежем воздухе, чтобы "почувствовать траву под ногами, а на лице - теплые лучи солнца. Нам самим решать, в каком мире мы желаем жить»
, - завершила свою встречу С. Гринфилд. 

200px-Yin_yang.svg.png
Автор: Татьяна ПЕТРОВА, Великая Эпоха (The Epoch Times)


Сложный вопрос с Сьюзан Гринфилд: Почему я это я? 

Get Adobe Flash player


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Читайте также

 
Добро пожаловать к нам!  

Фейсбук   00111dyx   001135pd   00114dbb   Гугл+

 ПИ?ДРИЗ® Media International


Социальный бутик Юрия ПидризаНовости соцмедиа Народа Глас и еще 1 пользователю это нравится
Думаю,что от социальных сетей больше зла, чем добра, причём разница значительная.
23 ноября 2011, 17:43
нравится
Улучшить сайт Соцсети