16 ноября 2011, 07:07
1598
Анонс:
Саратовский антрополог Вадим Михайлин рассказал о том, как Интернет помогает нам оставаться в ладу с собой.

Социальные сети — спасение от шизофрении

mikhailin.jpgНаш мир меняется, и это ни для кого не секрет. Все более важную роль в нем играют компьютерные технологии

Они сопровождают нас повсюду: дома, на работе, в путешествиях и даже в общественном транспорте. Социальные сети стали для некоторых из нас намного привлекательнее, чем реальный мир. Там есть друзья, там все яркое и цветное. Но там мы открыты «всем ветрам», ведь ничто не секрет, ничто не тайна, человек может узнать о другом человеке практически все. Иногда кажется, что эта тотальная открытость хороша, но иногда она видится худшим из зол. 
  
Именно поэтому сегодня нашим собеседником стал Вадим Михайлин – доктор филологических наук, преподаватель СГУ, лауреат литературных премий и культурно-социальный антрополог. С его помощью мы попытаемся получить ответ на вопрос: так ли уж неожиданно появление «альтернативной реальности» в виде электронного мира. 
  
  
– Вадим Юрьевич, скажите, психология человека, то, что движет им изнутри, сильно изменилось с течением времени? 

– Конечно, внешне люди меняются, может показаться, что и психология человека должна измениться за тысячи лет. Но это не совсем так. Базовые законы, управляющие нашей психикой, остаются теми же. Не будем отвлекаться на примеры, а поговорим сразу о том, что вас интересует, – о социальных сетях.

По сути, это своеобразная огромная картотека, в которой есть «досье» на каждого, кто создал свою страничку. Просмотрев такую «карточку», любой человек может составить мнение о ее владельце, а следовательно – предугадать его реакции, поведение. Это одна из наших базовых потребностей.

Просто изначально люди жили в небольших группах человек по двадцать и держали эти «карточки» в голове. С тех пор запоминать больше информации мозг не стал, но людей-то вокруг намного больше, и это количество все растет, ведь мы становимся мобильнее, и приходится «считывать» все больше личностей.

В памяти мы держим только самых близких и нужных, а остальных стараемся «подглядеть». Поэтому можно сказать, что социальные сети нам необходимы, чтобы комфортно себя чувствовать в этом мире
  
– Получается, что мы создаем досье на самих себя ради удобства других, порой незнакомых нам, людей? 

– Лишь отчасти. Ведь другая, не менее важная, потребность человека – представить себя миру, создать мнение о себе, дать окружающим себя «считать». В личном общении бывает непросто показать себя таким, каким хочется, ведь невозможно контролировать себя в каждый момент времени. Да и не всегда самоощущение человека совпадает с тем, каким его видят физически. Другое дело вот такая «карточка». Там ты можешь сделать себя, показать только те стороны, которые посчитаешь нужными. А можешь создать альтернативную личность.

Например, молодая девушка, которая хочет писать о политике. В физическом мире, глядя на нее, мало кто поверит, что она разбирается в этом сложном деле. В сети – другое дело. Там она может стать опытным журналистом, пишущим о государственных делах уже давно. И при условии, что все ее действия совпадут с этим образом, в той реальности она будет именно этим человеком. А если второе ее увлечение – кулинария, параллельно девушка сможет быть еще и опытной домохозяйкой, раздающей советы по приготовлению тортов и борщей. 

– Но ведь такое раздвоение, растроение или даже «размножение» личности может свести человека с ума. 

– С ума человека сводит то, что он не может быть собой и делать то, что велит ему его же натура. Вот древние греки не болели шизофренией. А почему? Потому что в их мире считалось нормальным, что в разных ситуациях человек ведет себя по-разному.

Например, герои древних эпосов могли быть смелы в битве, но хитры и даже подлы в борьбе за власть. Добродетельная жена совершенно не обязательно должна была быть образцом смирения. Поэтому и богов у них было много, с разными характерами, отвечающих за разные стороны жизни.

А у нас, всех тех, кто воспитан в монотеистических религиях, где есть только один бог и только одна «правильная» линия поведения, склонность к шизофрении очень велика. Ведь мы не можем обмануть ожиданий других, выйти за рамки определенной роли, иначе окружающие не смогут нас «считать» и понять, как же с нами общаться, чего ждать. 
  
– То есть вы хотите сказать, что социальные сети – разгрузка для нашей психики? 

– Да, ведь там каждый может сделать то, что ему необходимо, что в этой реальности он не может себе позволить. Например, тихий инженер, приходя домой, садится за компьютер и превращается во взломщика – грозу спецслужб. Или просто в злобного хулигана, оставляющего на всех форумах гадкие комментарии. Так он выплескивает агрессию, делает то, что в реальности сделать не в состоянии. Можно сказать, что в этом плане социальные сети – спасение от шизофрении
  
– Ну а как же быть с тем, что до этих «карточек», да и вообще всех действий, которые человек сделал в интернете, можно «докопаться» и через 20, и через 30 лет? Это же опасно. 

– Здесь можно дать только один совет: думайте, прежде чем нажать на кнопку. Мы не привыкли, что каждое действие, каждый момент общения фиксируются документально. Перебрасываясь в сети фразами точно с такой же скоростью, как говорят, люди верят в то, что это реальный разговор, как у нас с вами. Но они зачастую не осознают, что это – своеобразный документ, который когда-нибудь может стать компроматом, причиной скандала и так далее. Производное от этой проблемы – жалобы на то, что на личные странички «заходят» какие-то странные или неприятные люди.

Во-первых, надо просто отдавать себе отчет в том, что стоит выкладывать на всеобщее обозрение, а что – нет. Ну и, во-вторых, выложив, надо четко осознавать, что посмотреть информацию сможет практически любой. Возвращаясь же к первому вопросу, мы поймем, что интерес одного человека к другому – штука неискоренимая
  
– А каково, Вадим Юрьевич, ваше мнение о тех возможностях, которые перед нами открываются благодаря интернету: покупки, оплата счетов, ведение корреспонденции, удаленная работа? Ведь сейчас можно жить, практически не выходя из дома. 

– Более того, жить можно, не вставая из-за компьютерного стола. Наличие этих возможностей очень радует, ведь это – дополнительный комфорт. Но, как и любой дополнительный комфорт, эти возможности приводят к отмиранию или атрофированию каких-то жизненно важных функций. Так всегда происходит.

Например, человечество долго шло к тому, чтобы минимизировать необходимость физического труда, чтобы освободить себе время для разных приятных дел. Это свершилось. Но вот парадокс: освободившееся время мы тратим в спортзалах, давая своему организму все ту же физическую нагрузку. Да еще и платим за это.

Однако, повторюсь, наличие этих возможностей определенно явление положительное. Просто ими, как и любым «бонусом», надо разумно распоряжаться. 
  
– Я чувствую, у вас уже готов пример. 

– Пример? Скажем, такое наблюдение: мы все любим сладкое. Нас так запрограммировала природа. Ведь в давние времена глюкоза была дефицитом. Ее можно было получить только в сезон, когда созревали ягоды, фрукты. Собирали мед. А все остальное время люди видели сладкое редко или совсем без него обходились. Поэтому пристрастие к нему заложено в наш культурный генофонд. Но потом человечество научилось добывать сахар, и он перестал быть дефицитом. А вот страсть к нему не уменьшилась. В итоге мы поедаем его в неразумно больших количествах. 
  
– Да, с Интернетом определенно происходит что-то подобное. А не получится ли так, что он заменит нам реальный мир? Не изменит ли он существующий порядок вещей до неузнаваемости? 

– Я не прорицатель, чтобы точно сказать, каким будет будущее. Скажу так: когда-то не было телефона, и он стал революционным открытием, точно так же было с самолетами, телевизором и многими другими вещами. И ничего, мир выжил, мы приспособились, эти вещи стали частью нашей жизни. А там, поживем – увидим. 
  
  
6c05fcd4e7cc.jpgВ тему: 

Культурная антропология (иногда социальная или социально-культурная антропология) – наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощенном понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.


Автор: Любовь Павлова
Источник: province.ru


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Продолжить чтение

 
Добро пожаловать к нам! 

Фейсбук   00111dyx   001135pd   00114dbb   Гугл+

 ПИ́ДРИЗ® Media International

image44.png

Социальный бутик Юрия ПидризаНовости соцмедиа Народа Глас и еще 1 пользователю это нравится
Что касается многобожия, то зачем мне нужен бог, который имеет те же пороки, что и человек. Это уже не бог, а идол, придуманный для оправдания своих грехов и лени. Что касается монотеистических религий, то истину в наше время можно найти. Кто ищет Бога искренне, тому Он поможет. Кто хочет последовать требования своей натуры-это можно сделать, только потом не удивляйтесь вороху проблем в жизни и со своим здоровьем и здоровьем своих детей. Если человек игнорируя(или не зная) закон всемирного тяготения захочет пройти по воздуху, то он разобьётся. Его незнание или не желание учитывать этот закон не избавит его от смерти. Так и незнание или сознательное игнорирование духовных законов не избавит человека от наказания за нарушение им духовных законов. Все эти социальные сети не помогут решить духовных проблем, заглушат-да, но не решат. А решать их надо. И решить их поможет только Бог, а без него никак. А общаться с Ним можно только в канонической православной церкви. Помоги и умудри Вас Бог.
16 ноября 2011, 14:08
нравится
Улучшить сайт Соцсети