10 июля 2011, 16:38
1375
Анонс:
Проанализировав ряд источников, мы выделили десять ключевых трендов, которые определят будущее туризма в целом и, в частности, в Украине.

10 самых актуальных туристических тенденций 2011 года

В 2011 году мировой туризм окончательно закрепит свой выход из кризиса – тут эксперты единодушны. Тенденции увеличения прибыли и количества туристов сохранятся в ближайшие несколько лет, а в нынешнем году, вполне возможно, будет даже поставлен новый рекорд по количеству путешествий.

Проанализировав ряд авторитетных источников (в том числе материалы Всемирного туристического форума, World Travel Monitor Forum), а также сделав выводы из реалий туристического рынка и его маркетинговой составляющей, мы выделили 10 ключевых трендов, которые определят его будущее туризма в целом и, в частности, в Украине.

1. По всему миру смещается сезонность и происходят существенные сдвиги в общей структуре спроса. Многие опытные туристы выбирают отдых не просто "летом на пляже" или "зимой на лыжах". Стереотип отпуска в летнее время постепенно ломается по нескольким причинам. Одной из причин сдвигов сезонности является изменение посткризисного сознания: у людей появилось четкое понимание, что жизнь проходит сейчас и ее не нужно откладывать на потом, а помимо работы важно обращать внимание на семью, личностное развитие, здоровье и физическую форму.

К примеру, собственники бизнеса, менеджеры среднего и высшего звена теперь готовы путешествовать в бизнес-сезон (например, осенью). Еще одна причина – изменения в климате. Экстремальную жару летом лучше переждать дома, а холодную зиму в теплой стране. Например, этой зимой небывалой популярностью у украинских туристов пользовалась Шри-Ланка, а 50% турпотока на острове составляли туристы из Европы.

2. Появились принципиально новые виды туризма – гастрономический туризм, дегустационные туры, диетические, шопинг-туры, туры-детокс, серф-туры (в которые туристы отправляются только для того, чтобы научиться серфингу) и другие. В структуре спроса происходит смещение приоритета со "стандартных" туров (к примеру, пляжного отдыха) в пользу экскурсий и специальных программ. Особую популярность приобретают экстремальные путешествия: на воздушном шаре, выживание в джунглях, экспедиции в Арктику, на Камчатку, вплоть до путешествий в космос. Исследовательская компания Tourism Control Intelligence отмечает, что уже в ближайшее время Антарктида станет крупным центром экотуризма - там будут построены отели, рестораны и другие объекты инфраструктуры.

Растет популярность событийного туризма – поездки на пивной фестиваль, рок-концерт известной группы, футбольный или теннисный матч. Особенно актуален этот тренд в Украине, так как сумма посещения концерта внутри страны с хорошим местом в зале или на стадионе вполне сопоставима с поездкой с той же целью, к примеру, в соседнюю Чехию или Польшу, а впечатлений больше.

3. "Посткризисный" турист стал более требовательным – как в отношении материальных ценностей, так и собственных впечатлений и потребностей. Вкладывая в поездку минимум средств, он стремится получить максимум сервиса и впечатлений. Это не значит, что люди теперь меньше тратят, они стали внимательнее к своим затратам. Туристы стали лучше разбираться в отдыхе и его возможностях, они хотят за те же деньги получить более качественный сервис, комфортный отдых и насыщенную программу. Расположения отеля "100 метров до пляжа" (на первой линии) или пресловутого all-inclusive теперь явно не недостаточно. Туристы стремятся заранее узнать, какой на пляже вход в воду, качество песка или гальки, кто проводит анимацию, какая кухня и разнообразие блюд, оформление номера, обслуживание и т.п.

Вопреки прогнозам по снижению объема рынка, по результатам всемирного туристического мониторинга, в 2011 году общие затраты на международный туризм по всему миру возрастут на 7%, до $781 млрд. По сравнению с падением затрат на 9% в 2009 году эта тенденция свидетельствует о хороших темпах восстановления, однако цифры 2010 года все еще намного ниже 2008 г. ($800 млрд.), - свидетельствуют данные Всемирной туристической организации (UNWTO). В этом году эксперты ожидают, что больше всего готовы тратить на путешествия китайцы (прирост +22%), россияне (+26%) и бразильцы (+54%). Также в десятку входят Германия (+1,5%), США (+2,5%), Франция (+2,5%) и Италия (+3%).

4. Происходит перераспределение веса туристических направлений – во всем мире и в Украине. В нашей стране это во многом связано с тем, что очень сильны "турецкие" операторы и в связи с этим другим игрокам "приходится" делать акцент на других направлениях – Испании, Греции, Хорватии и т.д. На перераспределение также существенное влияние оказали форс-мажорные обстоятельства, которые отпугнули туристов от некоторых направлений – нападение акул в Египте, революции в ряде арабских стран, забастовки и угроза дефолта в Греции.

В некоторых случаях весомой оказалась ценовая политика операторов – несмотря на форс-мажорные обстоятельства, некоторые популярные среди украинских туристов страны не снизили цены на отдых (Марокко, Тунис). В это же время Испания, Греция и Кипр, еще год назад относившиеся к числу довольно дорогих мест для отпуска, пошли на значительные скидки, что позволило им перебрать на себя поток туристов среднего класса, предпочитающих европейский сервис и безопасность по цене, сравнимой с североафриканскими странами. Также нужно обратить внимание на то, что все больше появляется опытных туристов, которым "приелись" стандартные туры в Египет и Турцию.

5. Поездки стали короче и чаще. Посткризисное сознание повлияло на формирование "легких на подъем" туристов, которые проводят выходные в Европе или длинные уикенды в Азии (4-5 дней). Мировая гостиничная отрасль в этом году продолжит выход из кризиса. Конечно, до полного восстановления еще очень далеко, но после 7%-ного падения количества проданных ночей в 2009 г., в этом году объемы возрастут на 5%, до 5,7 млрд. ночей.

Ключевой тренд 2011 года, по данным, обнародованным на Всемирном туристическом форуме, заключается в том, что люди стали путешествовать чаще, но на более короткие сроки. Цены на гостиничные номера повышаются, так как значительно возрос спрос, однако эти тенденции по регионам сильно разнятся. Более заметно растут цены на номера в Азии, в Европе же ценовая ситуация немного выровнялась после резкого падения в течение двух последних лет.

6. Появился сегмент путешественников, которым важно получить собственные впечатления, опыт. Им интересно уже не столько выложить фотографии в соцсетях или похвастаться среди коллег, что, мол, я был в Сингапуре или в другой экзотической стране. Для представителей этого сегмента стало важным не просто "поставить галочку" о факте посещения, а действительно получить полезный опыт, переживания и собственные впечатления от путешествия. Для этих людей важны не пятизвездочные отели и готовые туры, но аутентичность, прикосновение к традициям другой страны. Они стремятся понять и прочувствовать другую культуру, быт, готовы жить даже в хостеле, но при этом не пожалеют денег на некую специфическую экскурсию или музей.

Таких туристов уже много среди украинцев. Как правило, представители сегмента – люди достатка средний, средний+. Как раз на таких туристов ориентируется активно развивающееся в последнее время движение Slow Cities (Cittaslow, зародилось в Италии) – сообщество небольших городов с населением до 50 000, которые делают упор на сохранении традиций в культуре, архитектуре, еде (SlowFoods), окружающей среде, и при привлечении туристов акцентируют свою уникальность.

7. В Украине растут потоки внутреннего туризма – увеличилось количество тех, кто отправился или планирует отдыхать в Крыму, Карпатах, Одессе. В Карпатах, к примеру, выросла посещаемость лыжных курортов в Славском, Яремче, Тисовце и на Драгобрате. Кроме того, появилось и развивается направление "делового" туризма в крупных городах, особенно Киеве, Харькове, Донецке и Днепропетровске. Это связано, в первую очередь, с развитием инфраструктуры в городах, принимающих чемпионат Европы по футболу в 2012 году: реконструируются и появляются новые городские и загородные клубы и комплексы, аквапарки, рестораны, стадионы, развиваются авиаперевозки и т.п.

Помимо украинцев, предпочитающих отдыхать в родной стране, в Украину стали чаще приезжать иностранные туристы – в основном, из России, Прибалтики, Европы. К примеру, согласно опросу портала SuperJob.ru, в Украину собирается около 4% российских туристов, причем в самой стране интерес к внутреннему туризму упал с 29% до 20%. Наиболее популярны среди иностранцев Киев, Львов, Одесса, Крым и зимние курорты Карпат. Средний срок пребывания иностранных туристов в Украине – четыре дня, сумма затрат в стране – около $600. Что касается типов туров, то западные путешественники часто выбирают индивидуальные поездки, или круизы. Американские туристы предпочитают Западную Украину, а немцы и другие европейцы больше любят Крым.

8. Оформился сегмент туристов, предпочитающих самостоятельно строить поездки без покупки готового тура. Они в состоянии составить маршрут, найти и забронировать гостиницы, приобрести билеты на транспорт, позаботиться о картах, еде, брони и входных билетах к различным достопримечательностям. Субтренд состоит в том, что под этот сегмент зарождаются турагенства. Такие люди обычно очень заняты и готовы заплатить комиссию (обычно это небольшая сумма), чтобы всю подготовительную и организационную работу сделали за них клиент-менеджеры. В отличие от заказа тура, сформированного оператором, турист может существенно сэкономить (до 500, а в некоторых случаях и 1000 евро).

9. Социальные сети и мобильные технологии громко заявили о себе в туризме. Как и в других сегментах бизнеса, в туризме наблюдается бурное развитие этой тенденции. Туристы стали мобильнее, регулярно "серфят" в интернете со своего смартфона и большинство из них зарегистрированы в 1-2-5 социальных сетях. Например, по данным Mandala Research, 52% из 152 млн. взрослых американских туристов используют соцсети и генерируют для экономики США $102,9 млрд. за счет внутреннего туризма, по сравнению с $69,5 млрд. от незарегистрированных пользователей.

В Украине тенденция уже отчетливо видна – появляются агентства, продвигающиеся преимущественно в соцсетях, а также сообщества туристов. Это объясняется тем, что фанаты соцмедиа путешествуют гораздо чаще тех, кто не вовлечен в различный интернет-интерактив. В ближайшее время обычной практикой для туристов станут интерактивное бронирование, мобильные путеводители и советы зарубежных друзей по планированию путешествия в их страну.

10. Появился специфический сегмент "здоровых и богатых". Для их обозначения в англоязычной среде используется аббревиатура LOHAS (Lifestyles Of Health And Sustainability). Эти люди любят экологический туризм, заботятся, в первую очередь, об окружающей среде и готовы даже переплатить за "зеленый" отдых и услуги. Они выбирают более экологичные способы путешествий, способствующие снижению выбросов СО2, ведь мировой туризм, по оценкам экспертов, дает 5%-ную долю совокупных выбросов углекислого газа на планете (40% из которых - авиаперевозки, 32% - автопередвижения).

Представитель сегмента LOHAS стремится отдохнуть без вредоносного загара, любит все свежее и натуральное (например, в странах, где широко распространены более дешевые продукты с ГМО, они выберут более дорогие, но естественные), стремится избегать различных химических и прочих добавок. Эксперты мирового рынка считают, что это – премиальный сегмент ближайшего будущего в туристической отрасли.


Источник: Компаньон
Александру Ткаченко это нравится
Отличная статья!
11 июля 2011, 11:03
нравится
Улучшить сайт Соцсети